- бизнес-книги
- детские книги
- дом, дача
- зарубежная литература
-
знания и навыки
- изучение языков
- компьютерная литература
- научно-популярная литература
- словари, справочники
-
учебная и научная литература
- безопасность жизнедеятельности
- военное дело
- гуманитарные и общественные науки
- естественные науки
- задачники
- монографии
- научные труды
- практикумы
- прочая образовательная литература
- сельское и лесное хозяйство
- технические науки
- учебники и пособия для вузов
- учебники и пособия для ссузов
- учебно-методические пособия
- история
- комиксы и манга
- легкое чтение
- психология, мотивация
- публицистика и периодические издания
- родителям
- серьезное чтение
- спорт, здоровье, красота
- хобби, досуг
В. М. Головко — Философский модус словесного творчества
Понравилась книга? Поделись в соцсетях:
Автор: В. М. Головко
Издатель: ФЛИНТА
Год: 2022
ISBN: 978-5-9765-5141-1
Описание: Литературное творчество трактуется как форма нетеоретического философствования. В парадигме философии литературы рассматриваются актуальные вопросы художественной антропологии, теории и герменевтики литературного жанра, процессы обогащения художественного нарратива философским дискурсом. Литература и философия в системе научного исследования предстают не как альтернативные способы бытования смыслов, а как взаимодействующие познавательные практики, обладающие своей содержательной и формообразующей спецификой. Философский модус, в отличие от атрибутов художественной субстанции, – величина не постоянная. Он не функционирует в виде непреложного закона, но и не является случайным в произведениях, отвечающих критериям классической образцовости. Смыслопо-рождающая роль модуса анализируется на материале русской классики XIX века. Философские смыслы художественных произведений рассматриваются как проявляющиеся в «ином», то есть в образном познании, постигаемые через «иное», то есть через формы понимающей специфики литературных жанров. Проза М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева и других писателей изучается в её жанровом многообразии и в аспекте освещения разных форм объективации философского модуса в словесном творчестве. Идейно-эстетический анализ функциональной роли философских источников, идей античных мыслителей, Монтеня, Лейбница, Гегеля, Гёте, Шопенгауэра и др. в произведениях русской классики, а также феноменов предвосхищения в них философии Н. Гартмана, Шелера, Сартра и др. нацелен на выявление содержательности таких прецедентов изоморфизма, которые обусловлены стремлением писателей выразить в адекватных художественных формах своё ощущение «философской сущности мира».