- бизнес-книги
- детские книги
- дом, дача
-
зарубежная литература
- зарубежная деловая литература
- зарубежная драматургия
- зарубежная классика
- зарубежная компьютерная литература
- зарубежная литература о культуре и искусстве
- зарубежная образовательная литература
- зарубежная поэзия
- зарубежная прикладная литература
- зарубежная психология
- зарубежная публицистика
- зарубежная религиозная и эзотерическая литература
- зарубежная религиозная литература
- зарубежная справочная литература
- зарубежная старинная литература
- зарубежная фантастика
- зарубежная эзотерическая литература
- зарубежное фэнтези
- зарубежные боевики
- зарубежные детективы
- зарубежные детские книги
- зарубежные любовные романы
- зарубежные приключения
- зарубежный юмор
- современная зарубежная литература
- знания и навыки
- история
- комиксы и манга
- легкое чтение
- психология, мотивация
- публицистика и периодические издания
- родителям
- серьезное чтение
- спорт, здоровье, красота
- хобби, досуг
Михаил Бакунин — Государственность и Анархия
Понравилась книга? Поделись в соцсетях:
Автор: Михаил Бакунин
Издатель: ЛитРес: чтец
Год: 1873
Возрастные ограничения: 12+
ISBN: 978-5-535-58014-2
Описание: «Государственность и анархия» наиболее значимый труд Бакунина, заложивший фундаментальную теоретическую основу социального анархизма. Бакунин описывает здесь сущность общественной жизни современной ему Европы как антагонизм государства и социальной революции (буржуазии и пролетариата). Высшей формой государственности автор провозглашает военную диктатуру (императорство). Но, те читатели, что находят в данном труде прославление немецкой расе и её тяге к государственности серьёзно заблуждаются. Автору одинаково противны все порабощающие системы, при этом он отзывается о древних славянских общинах (до татарского и немецкого ига) как об истинно братских союзах свободных людей. Бакунин находит, что пангерманизм и панславизм одинаково лживы в своей сути и являются лишь очередными инструментами в переделе сфер влияния двух расширяющихся форм государственности. При этом автор указывает на их схожесть в том контексте, что Санкт-Петербургский «татаро-германский кнут» лишь обезьяна германского. Бакунин рассматривает государство как структуру, ввиду спекулятивно-поглотительного характера своего, вынужденную существовать за счёт постоянного террора, эксплуатации и угнетения своих граждан, наиболее незащищённой их части (нищенствующего пролетариата). Автор описывает различные методы порабощения: церковные, научные, карательно-полицейские, экономические и воспитательные. Бакунин обличает здесь государственный патриотизм, ясно указывая на бесчеловечную сущность этого «прибежища негодяев». Он утверждает, что «Настоящий патриотизм, чувство, разумеется, весьма почтенное, но вместе с тем узкое, исключительное, противочеловеческое, нередко просто зверское. Последовательный патриот только тот, кто, любя страстно своё отечество и всё своё, также страстно ненавидит всё иностранное». Бакунин метко замечает, что в случае, когда спасти родной край от внешней агрессии возможно лишь тактикой выжженной земли, собственник скорее станет коллаборационистом-предателем, чем поступиться хоть малой частью своей собственности. При этом революция для Бакунина оказывается не национальной, но интернациональной, ибо нацелена на формирование общечеловеческого братства посредством освобождения рабочего класса от бесчестной эксплуатации.